Статьи: В конфликте со своим временем
Прочитано раз |
Оценить
(6 голоса)

«В конфликте со своим временем»


Запрещенные игры




Как скучно и неинтересно рассуждать в сотый раз о постмодерне, внутри которого мы все невольно существуем, вслед за многими. И в то же время, художник и эпоха не живут друг без друга. Но в случае с Дмитрием Тугариновым два этих понятия парадоксальным образом превращаются в антитезу. Потому что он в конфликте со своим временем, с его художественной парадигмой. Основные маркеры постмодерна — иронизм и игра — становятся неотъемлемой частью мировосприятия Д. Тугаринова. Однако, у него они лишаются пустой постмодернистской цитатности, напротив, он наполняет их смыслами. И это уже нонсенс для эпохи, т.к. это не её методы. Именно здесь — разрыв, превратившийся в «антитезу Тугаринова». Но во что же тогда играет Д. Тугаринов и над чем или над кем иронизирует? В 1995 году он создаёт работу, производящую страшное впечатление, такой символический замкнутый круг — «круг обречённости». Название ей — «Запрещённые игры». Вот, собственно, и ответ, словно обозначивший кредо художника. Д.Тугаринов рискует входить в «игровое пространство» самой судьбы, оттого эти игры порой жестоки и опасны. Для него не существует понятия «верха и низа», он игнорирует все эти «можно – нельзя». То ли он «предлагает судьбе обстоятельства», то ли она его провоцирует на риск. Но непреложно одно — многие образы и ситуации, созданные им в скульптуре «оживают» и «материализуются» в реальности. Как и почему это происходит — не нам судить, можно лишь гипотетически порассуждать. Перенасыщенное смысловое поле, в котором находится художник, когда его восприятие натянуто, как струна, по‑видимому «подбрасывает» ему вневременные образы, несущие в себе откровения будущего. Кто‑то испугается, отринет, ведь с этим придётся потом как‑то жить. Тугаринов же идёт ва‑банк, пластически являя эти образы, неминуемо, тем самым, уже принимая ответственность за происходящее на себя. Скульптура ведь вообще вещь мистическая. Это, по сути, овеществление сущностного, некой мысли, т.е. того, чего в предметном мире нет. Но когда рождается на свет произведение скульптуры, мы эту мысль вдруг можем «потрогать руками». Д. Тугаринов «дотрагивается» в творчестве до самОй судьбы, вынужденный затем идти по непростым ступеням созданной им самим реальности, над которой он постоянно иронизирует и по‑всякому насмехается. А с этими категориями шутить опасно. Впрочем, он не шутит, а высмеивает, передёргивает, обнажая суть. А ведь это святая святых, за проникновение в которую приходится платить. Но вот как раз именно такое «самоизживание» и поднимает художника над временем, ставит его вне, особняком. Стоит ли подобная игра свеч, спросите вы меня?.. Я думаю, да…


Ирина Седова, искусствовед

Подробно ознакомиться с творчеством скульптора Дмитрия Тугаринова можно здесь.


Templates Joomla 1.5