Статьи:  Палитра жизни
Прочитано раз |
Оценить
(4 голоса)

ПАЛИТРА ЖИЗНИ

 

Источник: Газета Товарищества Живописцев МСХ «Мир Живописи» №11-12 2011г.

 

В ноябре в Выставочном зале Товарищества живописцев МСХ на 1-й Тверской-Ямской состоялась выставка московского художника - живописца Елены Соколовой.


Елена Соколова «родом из детства». Эта фраза для неё не банальность, а тот корень, который даёт ей художественную силу. Где тема рода, т.е. семьи, имеет основополагающее значение. Потомственная художница, она, будучи ещё ребёнком, путешествовала с родителями по стране. Отсюда и тема детства, как истока всех самых ярких впечатлений. Так формировались основные направления творчества Елены: деревня, где она росла с её особой средой обитания; Крым, утопающий в безбрежности красок; покой и камерность городского провинциального пейзажа.

Характерная черта её работ – яркая, почти физически ощутимая, визуальность. Стиль, сложившийся под влиянием импрессионизма, несёт в себе неодолимую экспрессию первого восприятия. Этот важный момент первоосознанности, который, как правило, у художников остаётся в этюдах, Елена умеет сохранить в законченном произведении. Оттого её работы столь художественно масштабны и чувственны. Она живописно конструирует объёмы, линии и плоскости, создавая на холсте архитектурные объекты, наполненные цветом и светом («Старая церковь», «Красный дом на Верхней Масловке»). Для неё на первом месте – цвет. Его сложность и красота её беспокоят. И тогда её палитра «рассыпается» каскадом сложных соцветий («Фонтан в парке», «Золотой карп»).

Свет в работах Елены не менее важен. Он окрашивает увиденное в свои, одному ему подвластные тона. По началу наш глаз словно отказывается воспринимать, одетую в кирпичный красный, жизнь дворовых обитателей («Дворик в Москве») или серо-холодный туман деревенских будней («Весна в Пачёво»). Но через мгновение эта цветовая локальность распадается на богатство оттенков, рождая беспрерывное внутреннее движение картины. В этом движении участвуют и мАстерские «игры с пространством» художницы. Смело выхваченные детали, становясь внезапным главным героем, уводят на задний, второстепенный план, основное. («Натюрморт с черепом», «Вид из окна. Верхняя Масловка»). Поддаваясь стихии внутренней динамики, Елена, экспериментируя с оптикой внешнего мира, смело смещает ось симметрии. («Утро в Крыму. У фонтана»).

Но, что важно, все эти художественные приёмы существуют в её картинах не ради себя самих, а создавая подтексты в прочтении. «Руины разрушенного храма» - на арочное пространство, словно огонь, изливается пронзительный сноп света, на который в агонии указует полуразрушенный крест. И всё это – на фоне голубеющего неба, где облака «поданы» точно столпы дыма, рождающегося от этих пламенеющих умирающих стен. Так детские впечатления, связанные с храмом, когда он ещё «был жив», переработаны в мощный обобщающий образ разрушения святыни.

В работах Елены Соколовой человек – редкий гость. Как сама она объясняет «мне не нужен человек, важно ощущение его присутствия». Это чисто импрессионистский подход, когда всё зиждется на чувственном восприятии художником конкретного момента. И это незримое человеческое присутствие ощутимо, оно рождается из малозаметных, но значимых деталей. На фоне покосившейся стены деревенского сарая, разгуливающие куры – ощущение спокойного незамысловатого быта («Старый сарай»). В горной долине уютно «живущие» своей незаметной жизнью домики («Бахчисарай. Осень»). «Обжигающая» огнём печь, со стоящим рядом ковшом с едой – вот сейчас появится хозяйка («Русская печь»). Засыпающий в вечереющей дымке тихий город, где сквозь закатную изморозь светит мягким светом окно деревенского дома («Зимний Кашин»). Но там, где человек всё-таки «случается», он не случаен, т.к. он призван ещё более подчеркнуть своеобразие момента («Вечер в деревне», «Бахчисарайский пейзаж»).

Елена Соколова своим творчеством заявляет себя как безусловный натурный художник. И, конечно, рамки простой зарисовки здесь уже изначально отброшены. С помощью кисти она рождает эмоционально-реальное пространство, где каждый образ воплощён в момент наивысшего художнического восприятия.

 

Ирина Седова, искусствовед.

Templates Joomla 1.5