Встречи:  Открытие творческого центра-мастерской Александра Рукавишникова на Земляном валу
Прочитано раз
Оценить
(16 голоса)

«Пространство скульптуры»

 

В Москве событие. Странное, неординарное, изысканное. Всемирно известный скульптор, народный художник России Александр Рукавишников открыл Творческую лабораторию.

 

Задумывалось как место творческих встреч, с уютом небольшого ресторана внизу под аккомпанемент джаз-бэнда и творческой скульптурной мастерской наверху, где в режиме нон-стоп работают начинающие и уже состоявшиеся скульпторы. Идея, нетривиальная, сложная, реализовалась в полной мере. Однако, наряду с этим, случилось и нечто большее. Рукавишников создал пространство скульптуры. Сегодня идёт много споров о том, как нужно и должно экспонировать произведения искусства. Идея Белого куба, когда зрителя оставляют один на один с арт-объектом, изживает себя, представляясь скучной и мёртвой. Художник ушёл на природу, в город, таким образом возникли лэнд-арт, граффити и другие подобные вещи. Но есть искусство, которое требует определённой среды экспонирования в замкнутом объёме. К такому искусству относится станковая скульптура, которая, как правило, становится творческим самовыражением художника, не будучи сделанной на заказ. Именно такого рода работам сложнее всего найти своё место в каком бы то ни было пространстве. Вот для них и удалось создать уникальную среду Александру Рукавишникову.

Конструктивистский по духу дизайн интерьера, с прозрачными полами галереи второго этажа, красными лакированными лестницами, жёсткой структурой перил, углов и перекрытий странным образом сочетается с антикварной мебелью и современной станковой пластикой. Как оказалось, такой экстремальный тандем стилей и эпох в одном пространстве может стать прекрасным контекстом существования произведений скульптуры. И в то же время, абсолютно естественно уживаются между собой совершенно различные по стилю работы: «современное язычество» Александра Рукавишникова и изысканный анимализм работ его отца – Иулиана Рукавишникова. В лабиринтах коридоров Трактира «Рукав» (а именно так называется место) все эти образы возникают словно из ниоткуда. Такой принцип экспонирования, выступая как наиболее убедительный, выявляет своеобычность пластических решений.

Искусство как пространство существования человека – эта идея владела умами художников на рубеже 19-20 веков. Своего рода модернистский проект, но на постмодерной основе и создал Александр Рукавишников. Стилевая цитатность в интерьере не выглядит эклектичной за счёт акцентов, созданных произведениями пластики. Эстетически здесь присутствуют три состояния: отдыха, работы и созерцания. И это – не музей скульптуры, а именно пространство скульптуры, где станковая пластика, существуя в специально созданном под неё  интерьере, не превращается в сугубо декоративный объект, а выполняет сполна роль произведения искусства.

 

Ирина Седова, искусствовед.


Опубликовано на http://art-rukav.ru/ru/artcenter/press-center/54