Арт-проекты:  Выставка «Приношение…» в Зарайске
Прочитано раз
Оценить
(2 голоса)

Выставка мастеров Московской скульптурной школы «Приношение…»,
посвященная 150-летию со дня рождения скульптора А.С. Голубкиной.
Музей «Зарайский Кремль»


Участники проекта:
З. Церетели, А. Цигаль, А. Рукавишников, А. Балашов, Л. Баранов,
М. Дронов, М. Переяславец, Д. Тугаринов, С. Мильченко, В. Корнеев


1 октября 2014 г. в музее «Зарайский Кремль» состоялось открытие выставки мастеров Московской скульптурной школы «Приношение…», посвященной 150-летию со дня рождения великого скульптора Серебряного века Анны Семеновны Голубкиной. Событие было приурочено к открытию нового здания музея «Зарайский Кремль», где побывал губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьёв.

Куратор выставки Седова И.Н. провела для губернатора первую экскурсию.



Перед открытием…


Открытие


Награждение победителей Пятого открытого выставки-конкурса «Грамота ремесла», проводимого среди учащихся детских художественных учебных заведений Московской области


Вручение благодарностей от музея «Зарайский Кремль»


На следующий день…

Фото сделаны О.В. Калугиной и И. Балашовым.
Также фото с сайтов: http://museumzaraysk.ru и http://mosreg.ru.




ПРИНОШЕНИЕ…


Две тысячи четырнадцатый год стал особенным для почитателей русской скульптуры. Сто пятьдесят лет назад пришла в этот мир Анна Семеновна Голубкина – мастер редкой внутренней силы и яркий новатор в пластике. Стоявшая у истоков Московской скульптурной школы, формировавшейся на рубеже XIX–XX веков, Голубкина, с присущей ей смелостью, перевернула представления о том, что есть ремесло скульптора. Её свободная индивидуальная манера лепки, зачастую экспрессионистского характера, глубокое и тонкое проникновение в скрытую от глаз внутреннюю суть портретируемых ею людей, позволили сформировать собственный, ни на кого не похожий авторский стиль. При этом та свобода, с которой она выстраивала свои образы, «узаконивала» новые и преображала уже привычные жанры в пластике, осваивала скульптурные материалы, была основана на крепкой выучке и прекрасной профессиональной школе.

Именно эту, заложенную Голубкиной и её современниками, основу Московской скульптурной традиции, продолжают и развивают современные мастера пластики, активно работающие в области станковой скульптуры. Нельзя сегодня привязать понятие Московской скульптурной школы к какому-либо конкретному учебному заведению, так как традиция — это, прежде всего, люди и та культурная среда, внутри которой разворачивается их творческая деятельность. Особенно важно то, что сами скульпторы, живущие и работающие в Москве, ощущают себя внутри именно Московской скульптурной традиции. Оттого абсолютно закономерным явлением стал выставочный проект «Приношение…», в рамках которого представлены работы ведущих московских скульпторов рубежа XX-XXI веков.

Десять художников, каждый из которых сумел найти свой особый пластический язык, отличную от других тему в искусстве. Все они — прекрасные мастера своего дела, ремесленники в высшем понимании этого слова, вместе с тем обладающие яркими индивидуальными стилевыми особенностями в творчестве: Зураб Церетели, Александр Цигаль, Александр Рукавишников, Леонид Баранов, Михаил Дронов, Дмитрий Тугаринов, Михаил Переяславец, Андрей Балашов, Виктор Корнеев, Сергей Мильченко.

Этой выставкой мы постарались рассказать свою «скульптурную историю». Анна Семеновна Голубкина известна, прежде всего, как самобытнейший портретист своего времени: А. Ремизов, Андрей Белый, Е. Носова-Рябушинская, Л. Толстой — созданные ею образы, ставшие в ряд с лучшими художественными воплощениями Серебряного века в этом жанре. А что являет собой скульптурный портрет сегодня? Насколько изменились представления о нём нынешнего поколения мастеров пластики? У зрителей есть возможность делать свои выводы. В экспозиции предстаёт эпоха Голубкиной глазами современных скульпторов — поэты, писатели, художники, общественные деятели: «Блок и его революция» А. Рукавишникова, «Достоевский» Л. Баранова, «Дягилев», «Пастернак» и «Мусоргский» З. Церетели, «Александр Грин» А. Цигаля, «Петров-Водкин» В. Корнеева.  Параллельно дана линия портретов тех, кто олицетворяет собой уже наше время: «Бригадир Валентин Романов» М. Переяславца, «Вицин» Д. Тугаринова, «Скульптор Леонид Баранов» С. Мильченко, «Флора» А. Балашова.

Ещё одно яркое направление в творчестве Голубкиной — образы, создающие её собственное мифологическое пространство. «Земля», «Кочка», «Лужица», «Болото», «Кустики» и др. – произведения, где человеческое начало слито воедино с природным. В этом слышатся отголоски языческих представлений, ещё живших в народной среде на рубеже XIX-XX веков и сохранившихся, в основном, в русском фольклоре.

Миф — особая область осмысления, как для самих скульпторов, так, в равной степени, и для исследователей. Всё многообразие творческих апелляций демонстрирует линия экспозиции, представляющая область мифопоэтики в современной станковой скульптуре. Вторая половина XX и начало XXI веков смело смешивают и переплетают сюрреализм («Хронос» Л. Баранова), славянское язычество («Женщина с рыбой» А. Рукавишникова), библейский сюжет и античность («Давид и Голиаф» В. Корнеева, «Стимфалийские птицы» А. Балашова, «Венера» Л. Баранова, «Нарцисс» С. Мильченко), так называемое «традиционное искусство» («Паромщик» М. Дронова), карнавальную эстетику (Цикл «Маски» А. Цигаля), поэзию сказочного («Золотая рыбка и разбитое корыто» Д. Тугаринова, «Молодость» М. Дронова, «Автопортрет» М. Переяславца), символическое мироощущение («Девочка и кошка» Д. Тугаринова, «Сон о рыбе» А. Балашова), выстраивая индивидуальные авторские мифологические миры. Скульпторы смело заимствуют и перевоплощают мотивы и пластические элементы разных эпох, вкладывая новые, свойственные уже нашей эпохе, смыслы в свои произведения.

Образная глубина и эмоциональная насыщенность, стилевая авторская уникальность — это та основа, которая, будучи заложенной Анной Голубкиной и её современниками, стала яркой отличительной чертой Московской скульптурной школы. Именно эти особенности демонстрирует и представленная выставка современной скульптуры, которой мы отмечаем еще одну веху — столетие первого авторского скульптурного проекта в России — выставки А.С. Голубкиной «В пользу раненых», состоявшейся в 1914 году в Музее изящных искусств Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина). Тогда, сто лет назад, это событие очень символично было названо современниками «праздником русской скульптуры». Создавая проект «Приношение…» мы не только отдаём дань великому скульптору Серебряного века А.С. Голубкиной, но, констатируя сегодня существование такого понятия как Московская скульптурная школа, утверждаем тем самым, что праздник русской скульптуры продолжается.

Ирина Седова
научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи


СМИ о событии:

http://360tv.ru/news/na-otkrytie-muzeja-zarajskij-kreml-priehal-gubernator-andrej-vorobjov-5344

http://mosreg.ru/multimedia/novosti/glavnie/andrey-vorobev-i-mitropolit-krutitskiy-i-kolomenskiy-yuvenaliy-posetili-zarayskiy-rayon/#undefined

http://museumzaraysk.ru/?p=kbigmvnv

http://iskusstvo.pro/2014/10/02/muzej-zarajskij-kreml-v-otrestavrirovannom-zdanii-prisutstvennyx-mest.html

http://art-rukav.ru/ru/artcenter/blog/948

http://i-podmoskovie.ru/gorizonty-kultury/news/1867-vystavka-hudozhnikovskulptorov-prinoshenie.html