Встречи:  «На грани сложности и простоты»
Прочитано раз
Оценить
(8 голоса)

27 сентября в помещении «Veresov Gallery, fine arts center» состоялось открытие выставки «На грани сложности и простоты».

Галерея представила скульптуру Мити Тугаринова и живопись Люси Вороновой.

Партнёры: Государственная Третьяковская галерея и Театральный музей им.Бахрушина.

 

Размышления о скульпторе Дмитрии Тугаринове.


(цитируется по материалам работы «Эстетика символа в системе реалистического направления современной отечественной скульптуры», автор - искусствовед Ирина Седова).

Дмитрий Тугаринов идёт к постижению реальности через призму гротеска, скрытой иронии, доходящей до разящего сарказма. За счёт этого в его образах всегда присутствуют два плана, перекрываемые один другим. Как правило, можно констатировать внешнюю нелепость предмета, за которой стоит т.н. «философия невозможности».  Путём гротескового высвечивания образа, скульптор показывает невозможность достижения многочисленных человеческих стремлений.


Образы Д.Тугаринова на первый взгляд очень конкретны. Он не уходит в декоративность, не абстрагируется посредством человеческого тела. Он изображает животных или людей, зачастую занятых каким-то делом. И та реальность, которая вызывает к жизни эти образы, тоже имеет конкретный характер. Иногда кажется, что Д.Тугаринов просто берёт и переносит увиденное в скульптурную композицию. Однако эта конкретика путём эстетического переживания образа скульптором превращается в символ.


Особенность создания образа – символа Д.Тугариновым заключается в проработке малейших и многочисленных деталей. Но уникальность его метода в том, что детали не перерождаются в пустую декоративность, а наоборот, образуя сложную систему, создают смысловую многомерность основной идеи, порождая, таким образом, символ...

Символы Дмитрия Тугаринова обращены к конкретной человеческой истории. Но это не глобальная история, переосмысляемая во вселенском масштабе, а, наоборот, история «маленького человека», который погряз в своих бытовых и житейских проблемах и заботах. Но Д.Тугаринов пропускает эти проблемы сквозь призму архиважности для человека, прибегая к гротеску, где ирония может окрашиваться оттенками и смешного, и злого, и печального. В какой-то момент ирония, как взгляд на событие со стороны, приобретает качественные характеристики «мудрости, взирающей на неразумных», рождая тем самым в переживании образа скульптором элемент всеохватного понимания и снисходительности. И конкретный образ, воплощаясь в пластике, начинает абстрагироваться от бытовой конкретики, вмещая в себя более глобальные смыслы, чем простая история маленького человека. Рассказанная языком пластики, эта история облекается в видимую, осязаемую форму. Но этот «мудрый взгляд со стороны» словно высвечивает самые важные детали этой истории, которые и создают в совокупности тот самый символ, где одно уже немыслимо без другого, и каждая деталь подчёркивает и дополняет другую.


Искусствовед Ирина Седова.