Арт-проекты:  Творчество как бытие
Прочитано раз Опубликовано в Арт проекты
Оценить
(7 голоса)

ПРОЕКТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКА

ВАЖИ ОКИТАШВИЛИ В ЦДХ.


02

ВАЖА ОКИТАШВИЛИ – член – корреспондент Российской Академии художеств. Член Творческого Союза художников России. Имеет медали и благодарности от Российской Академии художеств и творческих союзов. (для увеличения нажмите на изображение)

 

ВЕРНИСАЖ

ОТКРЫТИЕ

 

03

 На фото: Искусствовед Ирина Седова, член-корреспондент РАХ Важа Окиташвили (для увеличения нажмите на изображение)

 

ТВОРЧЕСТВО КАК БЫТИЕ


Самобытность. Редко кто из художников может сегодня этим похвастаться. Услышать себя в этом стилистическом гвалте постмодернизма не просто. Важа Окиташвили слышит. Его художественный слух ярко индивидуален. Основные струны, протянутые сквозь всё его творчество, соединяют безумный грохот современного мегаполиса и нежные отзвуки родной Грузии.

Мышление В.Окиташвили с первого же взгляда захватывающе нестандартно. Его художественный мир – это мир взглядов, точек зрения и эмоций. Он создаёт своеобразный коллаж из всего этого, непостижимым образом рождая эстетическую целостность своего творчества. И не случайно коллаж возникает и как жанр в его творчестве, и как способ мышления и построения живописной действительности на холсте.

Главным объединяющим началом его работ служит цвет. Цвет играет пространством, диктует пространство, выстраивает пространство. И с его помощью художник может говорить со зрителем на разных языках. На языке детства он формулирует фантастическое поле сказки и вымысла (серия «Сказки», 2010г.). На языке осени он слагает вирши о том, как прекрасна жизнь в своей предзакатной поре («Осень», «Осеннее настроение», «Золотая осень»). Язык его «Цветов» - это сочетания сложных настроений, то гулко, то звонко отзывающихся сложной полифонией цветовой палитры. Язык же чёрно-белой графики – особый, он тяготеет к намёку в ощущениях и силуэту в восприятии (серия «Городские зарисовки», 2009г.; серия «Сказки», 2009г.).

Стиль В.Окиташвили близок тому, что называют «наивное искусство», уходящего своими корнями в творчество его незаурядного соотечественника Нико Пиросмани. Но так же, как и у Пиросмани, эта так называемая «наивность» очень мудра, оттого она и становится искусством. В его работах, и графических, и живописных, скрыта философия двуединства. С одной стороны, всё очень зыбко – «живущие своей жизнью» домики, вступающие в диалог то друг с другом, то с редкими прохожими, то с природой и природными явлениями. Оттого предметная фактура ведёт себя, как хочет, потому что она общается – живёт. Того гляди, сейчас всё это соскользнёт с разновеликих плоскостей и исчезнет. И останутся только небо да бесконечные холмы. Но, в то же время, эта зыбкость и создаёт ощущение некой надмирности всего, что чувствует и видит художник. В зыбкости и непрочности, в непостоянстве связей, в порочном желании человека присвоить себе мгновения вечности и состоит смысл нашего земного бытия. И с этими вечными категориями столь искренне и непосредственно общается на языке художества В.Окиташвили.

Ещё одна важная точка отсчёта в творчестве Важи Окиташвили – Дом. Дом – как образ, Дом – как элемент конструирования целого. В качестве последнего дом выступает наиболее артистично в работе «Голова». Это целое поселение. И сразу – многоуровневая игра смыслами: и «дом – всему голова», и «все заботы о доме», и «воспоминания о Родине», да ещё много чего. Это – чистое ассоциативное искусство, где каждый видит своё. Дом может быть основным героем («Замок»), а может создавать в своём многообразии живописный фон («Фуникулёр в Тбилиси», «Хорватия»). Но он всегда есть, он, словно, какая-то внутренняя ось, которая держит художника в этом непростом для него мире.

Пройдя через все основные составляющие творчества Важи Окиташвили, мы снова возвращаемся к тому, с чего начали – к самобытности. Самобытность – это ведь не просто обретение своего собственного стиля. Это, прежде всего, само-бытие. Быть самому, быть самим собой, просто - Быть. Для этого необходимо творческое мужество, во все времена выражающееся через отказ от конъюнктурности и изысков моды. Важа Окиташвили творчески смел. В этом его самость и в этом его бытие.

 

Ирина Седова. Искусствовед.


Cайт Академии художеств

Сайт ЦДХ

Сайт Московского Музея современного искусства