Арт-проекты: Архив:  «Россия православная» в Коломне
Прочитано раз
Оценить
(8 голоса)

«РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ» В КОЛОМНЕ


13 мая в Центральном выставочном зале г.Коломны состоялось открытие выставки «Россия православная». 

Выставочный проект «Россия православная» Союз художников Подмосковья реализует уже третий год подряд. По традиции это мероприятие проводится после Пасхи. Идея стартовала в г. Клин в 2009 году. Эстафету принял г. Долгопрудный в 2010-ом, и вот теперь – Коломна. География участников велика. Щёлково, Фрязино, Балашиха, Химки, Сергиев – Посад, Мытищи, Лыткарино, Люберцы, Пушкино, Клин, Солнечногорск, Долгопрудный, Дубна, Электросталь, Ногинск, Троицк. Более ста художников представили свои произведения на суд зрителя.  


Торжественное открытие.

k_008 

Искусствовед, член ТСХР и СХП  Ирина Седова

 

 

ЛИЦОМ К СВЕТУ 


Источник: Журнал «Главная ТЕМА». Проект «ОДИГИТРИЯ».


О духовности можно говорить по-разному. Впрямую, иносказательно, посредством символов или обращаясь к сюжетам истории христианства. Каждый художник, размышляя на тему духовности, ищет свою стезю в этом конгломерате ценностей. В чём-то взгляды  сходятся, в чём-то нет…

Внутреннее ощущение России неразрывно связано с природой. Отсюда – осмысление этой темы через пейзаж. Лирика пейзажа, столь свойственная русской реалистической школе, в полной мере способна отражать глубину восприятия религиозно – духовного начала. С.Сомов «Лицом к свету» - глубина идеи сочетается с точностью и лаконизмом воплощения. Бьющий из-за деревьев свет – словно обрушившееся Откровение. Три луча, «прожигающие» траву – пути, которые мы выбираем. Можно ли это назвать пейзажем в чистом виде в рамках заявленной темы выставки? Это, скорее, личностное переосмысление Божественного через определённый жанр.

Р. Курамшин «Повозка с сеном» - «тихой прелестью» летней палитры художник пишет состояние мирного сосуществования с самим собой. А.Глебов «Село Амерево» - здесь другое. «Застигнутая врасплох душа», смотрящая на жизнь. И небо, и земля, а Храм – на перепутье. Скупые цвета – знак земного смирения. Взмывающие в облака чёрными отметинами птицы – зов в вечность.

Любовь – то, ради чего мы рождаемся – в сАмом широком её понимании – неизменный мотив в христианстве. В русле этого – и любовь к исконной вековой традиции. Проявляясь в творчестве, она рождает собственную стилистику, интуитивным образом вбирая в себя элементы русской живописной истории. Такова парадоксально сказочно – реалистическая графика В.Стригина («Кашин – город русского сердца»; «Рельсовая улица»).

Кто-то решает для себя вопросы тайного общения с вечным через канонические образы. Почему тяга к ним до сих пор столь велика? Художественный мир иконы – это лежащее в её основе слово – Евангелие, Библия. И эта «память человечества», имеющая строгую иконографию, даёт художнику уникальную возможность соприкоснуться с первоистоком, с началом начал. (Работы Н.Чибисова и Л.Чибисовой, Е.Шеко, З.Свириденко, М.Кирюхиной, Р.Медниковой и др.)

Но есть в рамках этого выставочного пространства и диаметрально противоположный взгляд на христианскую проблематику – из 21 века. Взгляд, исполненный символизма, глубоких метафор и философских обобщений. В этом ряду - графика Ю.Злоти. В его работах («Путь»; «Ковчег»; «Сон девочки») этот смык тысячелетий, отмеченный «Пришествием», дан лаконично, мощно и на пределе. «Напоминание» Е.Лебедянской –философия взгляда «оттуда». Символ вечно следящего Ока. Возможно, именно его мы называем совестью. Всеобъемлющее смысловое сжатие Символа заставляет не только чувствовать, но и размышлять. Таковы работы В.Степашкина «День ангела» и И.Крутоярова «Подаяние надежды». Символизм в скульптуре – это «Ангел» Д.Смирнова (бронза). Образ словно несостоявшегося восхождения души и покорности судьбе. Но в этом смирении – потенциал нового взлёта.

Ещё один художественный пласт – христианская история в живописи. Художник, обращаясь к определённому моменту жизни Спасителя, отмечает, таким образом, некую веху своего собственного пути. И зачастую это происходит неосознанно. Возможность через творческий выплеск решить для себя важную жизненную дилемму. В этой ситуации – Образ Христа – как некий маяк для человеческого сознания. А.Беглов «Христос в Гефсиманском саду»; А.Глебов «Взятие под стражу» - в обеих картинах ситуации внешнего и внутреннего конфликтов, но решенные диаметрально противоположно. У А.Беглова ощущение напряжения рождает «мятущаяся», местами импрессионистская кисть. Тогда как палитра малоконтрастна. У А.Глебова обратная ситуация. Здесь цвет решает всё. Всполохи кроваво – красных гребней на шлемах в резком противоборстве с белыми одеждами Иисуса определяют эмоциональное состояние при всём академизме самОй живописи. Абсолютно иной подход к этой теме в работах В.Степашкина «Покидая дом Авраама» и «Стадо Христово». Идёт как бы домысливание художником христианского сюжета, но в русле традиции. Эстетика внутреннего глубокого символизма в соединении с живописными элементами «сурового» стиля 60-х создают индивидуальность почерка.

Ещё один подход к раскрытию темы православия – Храм. Его изображение – пожалуй, один из самых частых сюжетов, и не только в рамках этой выставки. Отчего современное искусство, независимо от стилистики, столь неравнодушно к теме Храма? Так называемый, «культурный герой», всегда – человек своего времени. Сегодня он – нервный, рефлексирующий. Многие связи – культурные, исторические и духовные для него, зачастую, разорваны или отсутствуют вовсе. Храм – это гармония. Гармония не просто формы, но содержания. Глядя на это «архитектурное созвучие», переживая его творчески, и, в процессе работы, человечески, художник решает для себя основную личностную задачу – собственной внутренней выстроенности

(«А.Удова «Плес»; А.Беглов «Пятницкая и Введенская церкви»; А.Дудник «Церковь в Куркино»; А.Назаров «Старочеркасск»). Или выстроенности внешнего мира. Тогда Храм воспринимается художником, прежде всего, как организующее начало в пространстве (В.Шлычков «Архитектоника Малых Карел»; И.Глебова «Воскресенский Горецкий монастырь близ г.Кириллова»; В.Саввин «Северный ветер»; М.Иванов «Борисоглебск. Ярославская область»).

Взаимоотношения Божественного и человеческого допускают в живописи опосредованное размышление на тему. И мы можем сравнивать художественное восприятие. У В.Бускина в картине «Ростов Великий. На службу» - маленький человек на фоне величия храмов, проделывая свой путь, не ощущает в нём обречённости. В.Комендов в работе «Пути Господни» чётким силуэтом пишет согбенную фигуру спиной к ускользающему в тумане храму. Этот образ – словно пророчество грядущего духовного одиночества. В.Титов «Игорь Тальков». За спиной певца Храм Василия Блаженного. Но здесь нет мотива ухода, а присутствует элемент мистики. Картина, как посмертное осознание пройденного пути.

На глубоком смысловом контрасте с образом Талькова воспринимается работа С.Воронова «Первое общение». Это вдруг состоявшееся духовное открытие для вновь пришедшей в мир детской души.

Духовная искренность. Она даётся или тому, кто выстрадал или ребёнку, чья «самость» не стёрта социумом. Работа Ю. Барышевой «Возрождение» - об этом. Философия смыслов здесь многогранна. Возрождается каждый по-своему.

Взгляд на Россию сегодняшнюю – ряд работ на темы обыденной жизни, выполненные в жанрах портрета (И.Лапин «Портрет Татьяны»), натюрморта (К.Петров «Натюрморт с красным чайником»), городского пейзажа (А.Дубов «Дождливый день в Плесе»). Они – словно вкрапления в жёстко обозначенный каркас, дающие пусть сиюминутный, но не менее важный срез дня сегодняшнего, в котором мы все находимся.

Разнообразие средств, которыми можно раскрывать тему Православия в декоративно – прикладном искусстве, создаёт возможность целого спектра художественных подходов. Неброская пластика коллажа Н.Носко «Ангел Мира» контрастирует с чёткой графикой работы Е.Смирновой «Звенигород Савино – Сторожевский монастырь» (флористика). Абсолютно по-разному, технически и художественно, проявляют себя авторы в технике батика. Иконографическая строгость работы Т.Лаптановой «Видение птиц Преподобному Сергию» оттеняется цветовой мягкостью и изысканностью «Летнего утра» Я.Калиниченко. Эхом отзывается в названии самОй работы – «Русь православная» В.Степанов (резьба по дереву) лик старца – как символ вечной мудрости поколений. И здесь же - чёткость и конкретность образов Р.Фашаяна (чеканка).

Отдельный и серьёзный пласт выставки – фотография. Очень разные по стилистике, мироощущению и, вообще, пониманию искусства фотографии, авторы. Но взгляды каждого из них – словно лепестки одного большого цветка, который, раскрываясь, являет всю гамму фотовзгляда на православный мир. Безыскусная прелесть пейзажей К.Маркова; подтекст, определяющий многогранность запечатлённых моментов В.Харькова; «фотоживопись», рождающая всплески цветовых нюансов А.Агаркова. И такой ускользающий, вибрирующий ретро – мотив работ из архива А.Путина. Его удивительное «историческое творчество», когда старинная фотография средствами компьютерной обработки обретает второе рождение для современного зрителя.

Таким образом, теми или иными путями, художник приходит к осознанию своего места в жизни, в искусстве, своего предназначения, наконец. И творчество здесь играет не последнюю роль. Работа художника – лакмусовая бумажка его человеческой сути. Чистота помысла, всегда и во всём – залог обретения Пути.


Ирина Седова

Искусствовед, член «Творческого союза художников России»  и «Союза художников Подмосковья»




Выставка проводится ОО «Союз художников Подмосковья» при поддержке Министерства культуры МО и Творческого Союза художников России.

ОО «Союз художников Подмосковья» приносит огромную благодарность руководству Центрального выставочного зала г.Коломны.

Templates Joomla 1.5