Арт-проекты: Архив:  Выставка портрета в Клину
Прочитано раз
Оценить
(5 голоса)

"И СОЗДАЛ ХУДОЖНИК ПОРТРЕТ..."


23 сентября в Клину в выставочном зале им. Ю.В.Карапаева состоялось открытие областной выставки Союза художников Подмосковья «И создал художник портрет…» Более семидесяти авторов из разных городов Московской области приняли участие в этом проекте. На выставке представлены живопись, графика, скульптура, фотография, а так же работы в смешанной технике.

open123


ВЫСТАВКОМ

ВЕРНИСАЖ

ОТКРЫТИЕ

Лицо, портрет, эпоха…


Жанр портрета – жанр камерный, интимный. Рассчитанный, скорее, на индивидуальное созерцание, чем на моменты, связанные с массовостью. И тем интереснее в этом контексте идея сделать масштабный тематический проект, посвящённый портрету.

Подмосковье – это целый мощный культурный пласт, со своим лицом, но одновременно точно отражающий настроения времени, эпохи. Это – уже не столица, с её пафосом и ориентирами на заказчика, но ещё и не провинция с исключительно характЕрным местным колоритом. И тот художественный срез, который предстаёт перед зрителем на этой выставке портрета, поражает разнообразием и глубиной. Глубиной попытки «услышать» Человека сегодня, в эпоху перехода, перелома, рубежа. Обилие стилей, направлений, техник не может не родить что-то принципиально новое. Но пока в искусстве эпоха безвременья, художнику не на что опереться, он уходит в себя. Почти преднамеренно нарушая итак уже во многом разорванные связи с действительностью, с окружающим миром, где человек человеку – волк. И вдруг такой оглушительный прорыв в мир личностного. Ведь отношения художник – модель – это всегда попытка понять Кто перед тобой, о чём Он думает, чем живёт...

Выставка портрета «сказала» о многом. Конечно, в работах прослеживается большая вариативность подходов к осмыслению человека, как объекта художественного исследования. Но очевидно одно - художники в своих поисках уже отходят от внешних эпатажных приёмов. Основной вопрос, который их волнует – поиск смысловых акцентов в личности человека.

Одним свойственно «духовное бичевание натуры». Таков  Ю.Злотя - открытый, и, порой, жёсткий и бескомпромиссный в восприятии человека. Пример - его графика – «ПортретШаламова», «Красноярский рабочий». Совсем иным способом он вклинивается в нечеловеческую действительность в фотоработе «Самовар», где из-под лика народного  любимца застолий буквально «выезжает» на зрителя бездушный киборг. Лаконичная, очень точная, местами до соприкосновения с гротеском, А.Студенцова, тоже из плеяды художников этого направления. Но свои образы - «Вова Гвоздев», «Миша» - она даёт не так в лоб. Яркий субъективизм экспрессионистического толка в работах И.Фроловой – «Портрет Шмелевой», «Автопортрет». Люди-фантомы, из глубин своей самости бьющие по нервам – это фотопортреты А.Буланова. Нереально – реальное «Зачем?»; обжигающий вздох глаз – работа «Шёлк».

На контрасте – другая группа работ, где художник не протестующий, не воинствующий. Он не оппонирует миру, а пытается вступить в диалог. Нежность и мягкость пастелей В.Макарова – «Татьяна», «Вечер», «Пора юности», автор буквально раскрывается в полном доверии к своим моделям. Задумчивая праздность тихого изысканного «Ночного кафе» Г.Семиглазовой, когда человек предоставлен самому себе, отметая в минуты одиночества сумасбродство жизни. Исполнен внутренней поэтической красоты «Портрет Влада Красноярского» Е.Лебедянской. Иссечённое глубокими морщинами, но с таким трепетом написанное А.Бегловым лицо своего учителя - «Портрет П.Литвинского». Глубоким психологизмом, берущим истоки в творчестве В.Серова, проникнут «Портрет Алексея Боле» В.Орлова. Очаровывает овеянная романтизмом непосредственность молодой художницы Л.Петросян. «Байронический» образ «Фрунзика Мкртчяна», теплота и любовь в портрете её «Дедушки Нагарша».

Особенность этого проекта ещё и в том, что он открыл сразу целую плеяду молодых индивидуальностей. «Автопортрет» 19-летней А.Курамшиной поражает уже «взрослым» мастерством. Фокус объектива фотохудожника П.Макухи обнажает все полюса душевных человеческих состояний. Смел и вызывающ в своей художественной экспрессии С.Сомов.

Но, зачастую, когда эпоха, в которой художник пребывает сегодня, не в состоянии дать ответы на его вопросы, когда художественная разноголосица способна лишить творчество стилевой опоры, тогда, в качестве модели, он выбирает не современника, а образы прошлого, как незыблемые опоры духа. Для В.Степашкина это гении Пушкина и Гоголя. Решённые с некоторой долей условности, они становятся для автора своего рода символами ушедшего времени. Выполненные в едином стилистическом ключе скульптурные образы Фета, Андреева и Тургенева работы Р.Фашаяна, производят вполне конкретное впечатление взгляда из века 19-го. Взгляда на нас, живущих в веке 21-ом. И взгляд этот тих и печален…

Р.Курамшину оказывается по-человечески близкой изысканность и зыбкость образа Ахматовой.

И всё-таки, портрет – это, прежде всего, своеобразный документ эпохи. Именно в этой плоскости лежит бОльшая часть творчества удивительного художника, которого уже нет с нами, В.Титова. Его зарисовки лиц фронтовых друзей сложились в целую галерею портретов. Немногословный в изобразительных средствах, он, словно, выкраивал в человеке основное, создавая из этого точный, неподдельный в своей искренности, образ. В. Титов – один из тех художников, которые представляют квинтэссенцию того Настоящего в искусстве, что имеет во времени непреходящую ценность. То же относится и к мастеру, чьим именем назван выставочный зал, в стенах которого проходила выставка. Юрий Карапаев. Его автопортрет на полу в мастерской, испытующий взгляд. Перед ним невольно опускаешь глаза и задумываешься о творческом предназначении Художника в мире. Это болезненная тема сегодня особенно. Ценности сменились, диктатор истины – масса и потребитель. Любой акт творчества, не зависимо от степени одарённости творящего, приравнен к искусству. А это не одно и то же…

Истоки портретного жанра лежат в глубине веков. Потому что для духовного познания нет ничего сложнее, чем сам человек. И в этом отношении художники Подмосковья  - прямые продолжатели традиций русского реалистического портрета. Когда путь постижения человеческой сути приводит творца к постижению самогО себя.

 

Ирина Седова.

Искусствовед, член Союза художников Подмосковья и Творческого Союза художников России