Арт-проекты: Архив:  "КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ ПОД МОСКВОЙ"
Прочитано раз
Оценить
(3 голоса)
ПРОЕКТ ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ "КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ ПОД МОСКВОЙ"
24 ноября в Государственном Выставочном зале "Беляево" состоялось открытие выставки "Контрнаступление под Москвой".

ВЫСТАВКОМ


ЭКСПОЗИЦИЯ


КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ ПОД МОСКВОЙ


Битва за Москву – это особая страница в истории Великой Отечественной войны. Победа Красной Армии и разгром немецких войск под Москвой навсегда развенчали миф о непобедимости Вермахта. Контрнаступление наших войск, начавшееся в декабре 1941-го, означало начало поворота в Великой Отечественной и всей второй мировой войне. Этой великой и памятной дате посвящён проект Творческого Союза художников России «Контрнаступление под Москвой». Более 50-ти художников представили на выставке свои работы - это живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотография, иконопись.

Тема войны – тема сложная и морально тяжёлая. Те, кто сегодня пытается говорить языком искусства об этом – дети тех, кто прошёл сквозь эту войну. Оттого каждый помнит рассказы своих близких, и тех, кто воевал, и тех, кто работал в тылу. Но с течением времени эти воспоминания приобретают какую-то болезненную окраску, потому что приходит истинное понимание истинного страдания целого народа…

Одна из мощных доминант экспозиции – галерея портретов, имеющая в своём основании две линии. Первая – портреты знаковых людей Великой Отечественной. Их имена – те весомые точки эпохи, без которых она не мыслится. Образ маршала Жукова, классически решённый в работе скульптора А.Бурганова, в живописном портрете В.Титова, приобретает оттенки экспрессионизма у фотохудожника Г.Кузьмина в его серии «Красная площадь». Михаил Шолохов, человек высокой гражданской позиции, в 1941-1945-хх работавший военным корреспондентом, словно вышел из вечности и смотрит в вечность на портрете П.Борисова. Полон аллегорий и реминисценций военного времени портрет «Участника войны святителя Луки» К.Горбунова. Профессор медицины, канонизированный впоследствии Русской православной церковью, св.Лука во время войны делал сложнейшие операции, как специалист гнойной хирургии. Ценна своим историзмом и работа скульптора В.Пилипера: бюст М.И.Кошкина – генерального конструктора танка Т-34.

Другая линия – портреты ветеранов - участников ВОВ. Эти лица, связывающие нас с прошлым, притягивают художника своей скрытой, но глубокой душевной и духовной болью. Болью за поруганную Родину, за ушедших товарищей, за разрушенные судьбы. Высокий градус внутренне молчаливого пережитого страдания в портретах «летописца» своего времени, художника В.Титова, мальчишкой ушедшего на фронт. В.Степашкин пишет образы ветеранов ВОВ в стиле т.н. «условного парадного портрета», давая сложный эмоциональный контрапункт. Где внешняя парадность, обозначенная обилием орденов, идёт вразрез с внутренней безысходностью человека. Тот же мотив прослеживается и в фотопортретах А.Степецкого и М.Гробера. Спокойная сосредоточенность, как свидетель несгибаемой воли – таковы «Морской пехотинец» и «Сибиряк-ополченец» Р.Курамшина.

Ещё один смысловой акцент выставки – тема подвига, которым становился для рядовых солдат буквально каждый день войны. Тонкий взгляд живописца, присущий работам П.Блока («Высотка», «На фронтовой дороге», «Конный патруль») точно и образно воссоздаёт ощущение каждого изображаемого момента. Как надвигающаяся лавина воли, готовой смести всё, отстаивая Родину – «Ополченцы» В.Рябовола. Событийная откровенность и конкретность в работе А.Беглова «Контрнаступление под Москвой». Скупыми средствами, но тем самым ещё более жёстко, решён момент балансирования между жизнью и смертью у А.Смоленкова – «Дороги войны» (бронза).

Ужас пережитой страной войны в контексте сегодняшнего времени осмысляется художником и на уровне символа, и на уровне ощущений. И во всех этих работах ощущается, словно рассыпанная по миру, горечь страха. В.Шишков «После всего» - живопись, лишённая какой-либо конкретности, оглушает бессознательным ассоциативным рядом. Образ безвозвратно разрушенного, того, что уже не воссоздашь. Вылезающая из тьмы беспалая рука, глядящие из небытия морды шакалов – олицетворение зла и бездушия мира. К.Худяков «Битва за Москву» - выполненная с помощью цифровых технологий, работа очень кинематографична. Словно вереница стоп-кадров – изломанные люди-символы, застывшие в безбрежности трагедийной невозможности. Невозможности выкарабкаться из этого ада нечеловеческого безумия. Б.Неменский «Зона пустыни» - пустыня, как сметённая с лица земли жизнь. Точно дрожащей струной остывшей поверхности бронзы пульсирует память поколений в символической работе скульптора Ю.Злоти «Память и воля». Обездоленность человеческой души, висящей, словно в пустыне, в безысходности случившегося – образ матери с сыном, стоящих на пепелище собственной жизни, разрушенной войной – А.Лохин «Проклятие фашизму».

Вообще, образ «Мадонны военного времени» - женщины-матери, становится краеугольным камнем темы. В нечеловеческих реалиях войны абсолютное человеческое бытие – мать и ребёнок. Жизнь в лоне всепоглощающей смерти (А.Лохин «Клятва», М.Цагараев «Материнство»).  Особняком стоит работа Р.Фашаяна «Дети войны». Откровенно пластически решённая тема военного детства, как порушенных, покорёженных основ жизни.

Важная часть экспозиции – православная икона. Следуя истинным традициям иконописи, создают свои образы Н.Чибисов и Л.Чибисова, А.Назарова и Т.Кравченко. Эта тема здесь не случайна. Всем известна легенда о воздушном Крестном ходе с иконой Казанской Божьей матери, чудом остановившего наступление немцев под Москвой. Существует вариант истории обхода с тем же святым Образом оборонительных позиций столицы. Как бы там ни было, но то, что истинная вера всегда спасала русский народ от иноземных вторжений и помогала выжить – факт непреложный.

И, конечно, то, что связывает поколения, не давая забыть ужасы войны – Память. Эта тема, став, в прямом смысле, побудительным мотивом создания этого проекта, нашла непосредственное выражение в конкретных образах. Триптихи фотохудожника М.Киреева, работа И.Арасланова «Ельня. Часовня памяти павших в обороне Москвы», серия фоторабот Е.Протчевой.

Память поколений может быть стёрта вмиг, если мы однажды - забудем. И тогда будем стёрты мы, живущие, как личности, как Человечество. Мы станем морально обескровленными и никому не нужными, даже самим себе. Потому Память нам необходима как воздух. Ею мы живы в дне сегодняшнем и дне грядущем…

 

Ирина Седова, искусствовед

Член Творческого Союза художников России

 

Выставка  организована Государственным выставочным залом «Беляево» и Творческим Союзом художников России. Куратор – заслуженный художник РФ, вице-президент ТСХР А.И.Беглов.



ВЕРНИСАЖ


ОТКРЫТИЕ


ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ

Templates Joomla 1.5