Арт-проекты:  Защита дипломов в МГАХИ им. В.И. Сурикова. Кафедра скульптуры, 22.06.2016
Прочитано раз
Оценить
(2 голоса)

22 июня в МГАХИ им. В.И. Сурикова состоялась защита дипломов студентов кафедры скульптуры. Мастерская профессора М.В. Переяславца. Преподаватели: В.И. Кошелев, С.Г. Мильченко.


Рецензенты:
Рожин Александр Иванович — действительный член РАХ, член Президиума РАХ, искусствовед;
Седова Ирина Николаевна — искусствовед, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной.




РАБОТЫ СТУДЕНТОВ



РЕЦЕНЗИИ ИСКУССТВОВЕДА ИРИНЫ СЕДОВОЙ


Отзыв на дипломную работу «Крапива» студентки МГАХИ им. В.И. Сурикова Акимовой Маргариты

 

Работа «Крапива» с первого взгляда завораживает своей внутренней экспрессией. Автор ставит перед собой достаточно сложную задачу: с помощью определенного движения передать внутреннее состояние модели.

    

Нарочито небрежная фактура в качестве основного приема, тем не менее, не мешает «прорисовке» в пространстве основных линий: спина, живот, икры ног женщины очерчены достаточно жёстко и резко, что создаёт то самое внутреннее напряжение, которым пронизана вся фигура. Нельзя не отметить удачное пластическое решение одежды работницы: здесь нет конкретных элементов костюма, он в меру абстрактен. Это позволяет скульптору сосредоточить все внимание на пластике тела и его внутреннем движении, что, безусловно, идёт только на пользу восприятию образа зрителем. Этому способствует и абсолютно равнодушное выражение лица модели, не отвлекающего от выразительности постановки фигуры.

 

Общее состояние напряжения и экспрессии словно продолжается в разлетающейся из-под рук женщины, траве, решённой крупными «мазками». В данном случае уже не столь важно, чем конкретно занята женщина —— прополкой, сбором или чем-то ещё. Важно само усилие, вызывающее сложную реакцию натруженного тела, но лишающее человека внешних эмоций, что вызвано однообразием ставшего необходимостью каждодневного труда.

 

Безусловным плюсом работы является внутреннее ощущение автором скульптурной формы как целого, и, как следствие, отсутствие отвлекающих от основного состояния презентуемого образа, деталей. Студентка в полной мере справилась с поставленной задачей, создав законченный и убедительный образ.




Отзыв на дипломную работу «Возвращение Европы» студента МГАХИ им. В.И. Сурикова Макарова Романа

 

Название работы сразу вызывает вполне закономерный ассоциативный ряд, навеянный небезызвестным древнегреческим мифом. Однако наличие трёх персонажей буквально переворачивает все «с ног на голову». Композиция глубоко символична: в образе быка с ярмом на шее предстаёт побеждённый оккупант; сидящая у него на спине с победно-гордым выражением девушка — символ возвращенной миру Европы; рядом с ними — скромный солдат, руками которого, фигурально выражаясь, была завоёвана победа.

 

К достоинствам композиции нужно отнести монументальность решения в сочетании с проникновенным лиризмом представленных образов. Высокая степень обобщения, необходимая в данном случае для создания ощущения глубины заложенной идеи, не мешает восприятию важных деталей. Обращают на себя внимание достоинство и воля, сквозящие в уверенной позе и выражении лица героини, которые, безусловно, удались автору произведения. Победоносный характер восседающей босоногой, но непобедимой Европы подчеркнут покорно склонённой головой, пытающегося из последних сил упираться, быка. Благодаря игре автора на контрасте внутренних состояний персонажей, создаётся необходимое психологическое напряжение всей композиции.

 

Работа, с одной стороны, лишена статики, так как широкий уверенный шаг солдата задаёт движение и ритм. Одновременно, композиционное решение достаточно компактно, что придаёт скульптурной группе монолитность. Можно констатировать, что на данном этапе, автор достойно справился с поставленной задачей, как в пластическом, так и в образном отношении.

 


Отзыв на дипломную работу «Елена» студентки МГАХИ им. В.И. Сурикова Золотовой Светланы

 

Игра объемов, их соотношение в пространстве – эти чисто скульптурные задачи с интересом и немалым артистизмом решает Светлана Золотова в работе «Елена». Студентку привлекает модель определённого типа: женщина с роскошными формами. Первым, и достаточно удачным, опытом освоения методов работы с такого рода моделью стала скульптура в дереве «Марго», выполненная Светланой на третьем курсе.

 

В своей дипломной работе студентка обращается к той же теме: причесывающаяся женщина. Прекрасное чувство материала позволяет автору в полной мере использовать его возможности, выстраивая образ. Пластичная глина словно создана для передачи органики буквально медитативного состояния женщины: плавность движений, отрешенное выражение лица, схожее с тем, что изображали на своих полотнах художники эпохи ренессанса, живописуя прекрасных мадонн. Утончённость жеста прикосновения к волосам и изысканный поворот головы находятся в полной гармонии с простым сарафаном, легкой неуклюжестью позы и слегка покосившейся скамейкой сидящей на ней явно деревенской женщины. Её пышные формы прекрасно обыграны автором, который не боится сложного поворота тела, разного рода углублений, позволяющих создавать свето-теневые контрасты, насыщая образ более сложными гранями, а форму‒ многообразием ритма.

 

Нельзя не отметить тонко найденную автором деталь: левая рука женщины вот-вот прикоснется к волосам, осталось буквально мгновенье. Эта легкая, но такая значимая цезура в скульптурном повествовании, своего рода, придыхание, создаёт ощущение тайны схваченного мгновения.

 

Тонко подмеченное и переданное движение, отсутствие статики также можно отнести к удачным сторонам работы, где пластическое и образное начала слились в одно целое.

 



ЗАЩИТА