Арт-проекты:  Защита дипломов в МГАХИ им. Сурикова. Кафедра скульптуры, 22.06.2015
Прочитано раз
Оценить
(2 голоса)

22 июня в МГАХИ им. Сурикова состоялась защита дипломов студентов кафедры скульптуры. Мастерская профессора А.И. Рукавишникова, профессора А.В. Балашова. Старший преподаватель Г.Ж. Долмогомбетов.


Рецензенты:
Рожин Александр Иванович — действительный член РАХ, член Президиума РАХ, проректор по научной работе МГАХИ им. В.И. Сурикова, искусствовед;
Седова Ирина Николаевна — искусствовед, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной.




РАБОТЫ СТУДЕНТОВ



РЕЦЕНЗИИ ИСКУССТВОВЕДА ИРИНЫ СЕДОВОЙ


Отзыв на дипломную работу «1961-й год» студента МГАХИ им. Сурикова Абрамова Фёдора

 

Работа Фёдора Абрамова «1961-й год» имеет откровенный символический подтекст. По словам скульптора, это образ, посвященный космической программе Советского союза. Именно с этой темой связан и красный цвет тонировки скульптуры. Безусловно, без специального пояснения относительно тематической подоплеки, сложно догадаться, чему конкретно посвящена работа. Однако, в данном случае, это не представляется столь уж важным.

   

Образ с первого взгляда завораживает своей необычностью. Нетривиальность избранной позы персонажа вкупе с цветовым решением создает ощущение мощи и ужаса одновременно. Скульптор, работая широкими плоскостями, создает образ русского богатыря, но помещает его в гротесковое пространство. Персонаж, лишенный каких-либо портретных черт, без зрачков, с широко открытым ртом, сжав кулак, из последних сил куда-то рьяно стремится. Так, композиция становится визуальной метафорой основной задачи, провозглашаемой в период существования СССР: «Догнать и перегнать».

   

В данном случае интересна внутренняя метаморфоза образа, произошедшая во время работы над скульптурой. Изначально автором работы в качестве основного мотива задумывалось создать образ погибающего солдата, лежащего на спине. Но когда скульптор начал работать в дереве, материал буквально продиктовал ему иную трактовку образа. Это говорит о том, что Фёдор прекрасно чувствует материал — дерево, и соотносит его особенности со спецификой образной структуры своей работы.

 

Скульптор в композиции «1961-й год» продемонстрировал прекрасное чувство объёма, как единого целого, что придаёт образу в целом монументальный характер.




Отзыв на дипломную работу «Форганг» студентки МГАХИ им. Сурикова Гусевой Анны

 

Основная идея скульптора в данной работе предполагала создание некоего символического пространства, где цирковой занавес — форганг — был бы представлен как своеобразный рубеж. В связи с этим Анной была предпринята попытка противопоставить два мира: мир циркового закулисья и, собственно, арену цирка. Учитывая основную задачу, поставленную перед собой автором, представляется закономерным говорить о том, насколько это удалось воплотить пластически.

 

С объективной точки зрения, атмосфера, царящая в представленном скульптором действии, достаточно безмятежна. Нет резких образных контрастов, композиционных всплесков и уходов, то есть тех элементов, которые бы говорили о борьбе или противопоставлении двух разнознаковых миров. Всё-таки идея некоего рубежа предполагает, если можно так выразиться, вопиющий контраст того, что существует «по эту сторону» и «по ту сторону».

 

НО! Мы не можем не учитывать, что задача такого образного воплощения, поставленная перед собой студенткой, достаточно сложна. Также необходимо учитывать, что до этого момента рельеф присутствовал для неё только в качестве очередного учебного задания, то есть Анна не работала с рельефом, как с полноценным художественным пространством. Поэтому вдвойне ценно, что студентка пыталась не просто создавать некий зрительный ряд, а воплотить посредством этого более сложную идею.

 

К безусловным положительным сторонам композиции можно отнести то мастерство, с которым скульптор работает в пространстве сквозного рельефа: с помощью теней, отбрасываемых персонажами, виртуозно передана его глубина. Эти же тени становятся основаниями, на которых располагаются фигуры. Таким образом, автор объединяет техническое и образное решение.

 

Композиция симметрична, однако, статика, неизбежно возникающая при таком композиционном построении, преодолевается игрой линий и форм занавеса, который в общем построении образа становится полноправным участником происходящего. С одной стороны, он живет своей жизнью — так красивы и неожиданны его изгибы и линии; с другой стороны — он сосуществует в дуэте с персонажами сцены, так как в буквальном смысле слова, представляет их в наиболее выгодном свете.

 

Необходимо отметить, что, по словам автора, изначально идею создания именно рельефа породило само пространство данной стены. В этом проявляется, пожалуй, одно из наиболее ценных качеств скульптора, а именно умелое владение конкретным пространством. И на наш взгляд, с этой задачей Анна справилась достойно.




Отзыв на дипломную работу «Весна» студентки МГАХИ им. Сурикова Дворянкиной Анны

 

Работа «Весна» завораживает монументальностью представленных образов. Символическая трактовка темы плодородия, женского начала, как животворящего истока, позволило автору решать композиционные задачи с определенной долей условности. Отсутствует излишняя детализация, форма решена крупными блоками. Предметный ряд в полной мере обоснован заданной темой и, как и вся композиция, решен в символическом ключе. Цветы в руках одной из женщин, словно букет горящих свечей, и лента земли с прорастающими семенами у другой, ассоциирующаяся с убегающей вдаль дорогой – предстают в качестве знаков двух стихий: огня и земли.

 

Откровенный языческий мотив, звучащий здесь явной доминантой, сакцентирован постаментом, решенным в виде метафоры земного шара. Неоднородность, слоистость фактуры создает ощущение дышащей земной коры, некой родильной субстанции, из которой вырастают женщины-друиды. Таким образом, постамент становится органичной частью композиции, превращаясь в подобие продолжения их фигур. И в данной ситуации, лишь обособленность цветом позволяет говорить о постаменте как таковом.

 

Тема рождения, пробуждения, связанная с символом весны, удачно передана позами героинь. Они словно изваянья, которые сами представлены в переходном состоянии рождения в этом мире из некого хаоса. Но в то же время, их тела пытаются двигаться. Однако движения не плавны, они еще словно не научились полноценно ощущать себя в новом для них пространстве.

 

Композиция, невзирая на свою монументальность и достаточно крупные, мощные объемы, не выглядит тяжеловесной. Такое ощущение достигается за счет сквозных элементов постамента. Таким образом, в композицию вторгается третья стихия — воздух, которая гармонично сосуществует с первыми двумя — огнем и землей. Безусловным достоинством работы представляется соответствие пластического решения задуманному образу.




Отзыв на дипломную работу «Остров» студентки МГАХИ им. Сурикова Помосовой Ольги

 

Авторская стилистика работы в технике рельефа у Ольги Помосовой выкристаллизовалась достаточно давно. Эту линию в своем творчестве она разрабатывает планомерно и глубоко, расширяя, при этом, образную сферу своих работ.

 

В рельефе «Остров» за основу взят библейский сюжет, связанный с жизнью Христа. Однако в данном случае явная сюжетная конкретика не прочитывается, что является положительной стороной работы. Такая трактовка темы дает возможность автору уйти в область символического, и скульптор, в данном случае, с успехом решает эту задачу.

 

Идея противостояния покоя и хаоса решена с помощью обыгрывания пространства, как полноправного участника действия, задающего тон всей композиции. Мотив встречи соотнесен с ощущением внутренней тишины, сопутствующей судьбоносности происходящего. Такой эффект достигается благодаря тому, что пространство, в данном случае, играет роль своеобразного оберега. Мотив хаоса, символизирующий суету человеческой жизни, где смешалось всё, в пространственном отношении максимально разнесен со сценой встречи. И, не смотря на то, что две фигуры внизу имеют гораздо меньший размер, по сравнению с «кипящей» массой наверху, они приковывают к себе внимание, благодаря очень гармоничному сочетанию различных чисто скульптурных форм с большим объемом плоскости рельефа.

 

Нельзя не отметить очень пластичное решение верхней части рельефа. Здесь прочитываются отдаленные реминисценции мотивов некоторых работ А.С. Голубкиной, и, прежде всего, её горельефа «Пловец» над входом в МХТ им. Чехова, который также имеет два авторских названия «Волна» и «Море житейское». Однако Ольга нашла свой пластический язык для решения этой части композиции, формируя саму скульптурную массу не за счет создания эффекта водной стихии, как это происходит у Голубкиной, а за счет сложного сочетания фрагментов человеческих фигур и фигур животных.

 

Работа «Остров» демонстрирует яркий индивидуальный авторский стиль, мастерство в подходе к раскрытию темы, и заслуживает высокой оценки.




Отзыв на дипломную работу «Ева» студента МГАХИ им. Сурикова Ряпасова Дмитрия

 

Работа «Ева» Дмитрия Ряпасова привлекает, прежде всего, тонкостью и нежностью в подходе к решению женского образа. Мягкость линий, едва заметный наклон головы, умело переданная расслабленность позы — это те, точно найденные скульптором детали, с помощью которых рождается в пластике образ вечной женственности. Если это Ева, то невинная, до момента совершения греха. Теплая текстура дерева, с его изгибами и прожилками, мерцает сквозь изысканную тонировку, голубой с вкраплениями красного цвет которой был выбран скульптором на интуитивном уровне.

 

Вся структура работы, её композиционная составляющая, решены на уровне тонкого баланса, условно говоря, между «да» и «нет». Апелляция к дереву, как материалу, связанному в понимании Дмитрия с архаикой, в то же время, не уводит автора в сторону схематизации образа. В работе тонко прочувствованы все нюансы живой натуры.

 

Если говорить о реализации в пластике конкретного движения, позы, то это не просто сидящая женщина. Скульптор ставит перед собой более сложную задачу: передать ощущение момента вечности через внутреннее состояние модели. И это ему удается: женщина находится в ситуации тонкого баланса — то ли она только что присела, то ли сидит уже давно. Для передачи столь непростого ощущения скульптором найден точный жест — слегка приподнятая на пальцах ступня.

 

В целом композиция очень естественна и гармонична, что является приоритетом при работе с натурой. Все идеи скульптора убедительно реализованы в пластике.

 


Отзыв на дипломную работу «Магазин» студента МГАХИ им. Сурикова Свиязова Александра

 

Работа Александра Свиязова «Магазин» воспринимается, на первый взгляд, как характерная жанрово-бытовая сцена: отец с сыном пришли в сельский магазин с незамысловатым ассортиментом, продавщица — в ожидании их выбора. Однако данное впечатление оказывается ложным, о чем говорят все образно-композиционные составляющие. Жанр, прежде всего, предполагает камерность, здесь же всё в точности до наоборот. Композиция поражает монументальностью характеров представленных персонажей и сложностью их взаимоотношений.

 

Образ продавщицы главенствует, возвышаясь над прилавком и пришедшими покупателями. Тщательно вылепленная дородная женщина, красивая своей чисто природной красотой, идущей от истинного женского начала, в данном контексте подобна царице. В этом своем убогом пространстве магазина она властительница всего: и своего небогатого товара, и дум и сердец покупателей. Она в своей вотчине и здесь явно не сработает принцип: «Клиент всегда прав». Отец с сыном стоят перед ней словно провинившиеся: их головы опущены, позы безвольны. Представляется немаловажным, что скульптор, при внешнем наличии сюжетной составляющей, тем не менее, не ударился в открытую изобразительность. Он решает сложную задачу взаимодействия образов между собой, а также людей и предметов с помощью пластических средств.

 

Доминирование «женщины-царицы» достигается специфическим эффектом: продавщица приблизительно в полтора раза больше отца с сыном, хотя все персонажи расположены на одной плоскости. Возможно, за счет этого скульптор пытался передать пространственные отношения внутри композиции, то есть взгляд немного снизу и вглубь прилавка. Однако, если говорить об образности, данный эффект повлек за собой сложную внутреннюю семантику взаимоотношений персонажей.

 

Особого внимания в этой композиции заслуживает предметный ряд, который находится в тонком и точном взаимодействии с общим замыслом. Проглядывающий сквозь массу материала каркас банок рождает ощущение запыленных, давно стоящих на прилавках сельмага товаров. Покосившиеся полки и словно «гуляющие» на них предметы вступают в диалог со статикой поз посетителей и столпообразностью продавщицы. Сцена как будто начинает оживать у нас на глазах, но не за счет движения персонажей, а благодаря какому-то мистическому действу, творящемуся в среде неодушевленных предметов. В этом контексте натюрморт, как особый жанр, лишается своих привычных признаков «тихой, неподвижной жизни». Непомерно огромные, гигантские хлеб и рыба; свисающие, словно змеи, куски колбасы дополняют странный сюрреалистический мир, созданный скульптором в этой композиции. Возникает ощущение какого-то дурного сна, где фантомы пытаются принять облик реальных предметов, но все попытки зыбки и фантастичны.

 

Резюмируя, можно говорить о том, что в данной композиции трактовка сцены, как жанрово-бытовой, перерастает в нечто большее, а именно — смыкается с серьезной символической составляющей внутри себя. В этом нам видится одна из характерных черт современной станковой пластики, когда происходит размывание, а зачастую стирание жанровых границ и возникает нечто новое, чему ещё предстоит дать обоснование в искусствознании. Работа «Магазин», на наш взгляд, заслуживает высокой оценки.

 



ЗАЩИТА