Арт-проекты:  Защита дипломов в МГАХИ им. Сурикова. Кафедра скульптуры, 19.06.2014
Прочитано раз
Оценить
(2 голоса)

19 июня в МГАХИ им. Сурикова состоялась защита дипломов студентов кафедры скульптуры. Мастерская профессора М.В. Переяславца, профессора В.И. Кошелева. Мастерская профессора А.И. Рукавишникова, доцента А.В. Балашова. Старший преподаватель Г.Ж. Долмогомбетов.


Рецензенты:
Рожин Александр Иванович — действительный член РАХ, член Президиума РАХ, проректор по научной работе МГАХИ им. В.И. Сурикова, искусствовед;
Седова Ирина Николаевна — искусствовед, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной.




РАБОТЫ СТУДЕНТОВ



РЕЦЕНЗИИ ИСКУССТВОВЕДА ИРИНЫ СЕДОВОЙ



Отзыв на дипломную работу «Четверг» студента МГАХИ им. Сурикова Агбунова Александра

 

Работа «Четверг» — это тот редкий случай, когда скульптура не просто выдерживает размер, но по своим художественным качествам во многом превосходит эскиз. Очевидно, что в данной ситуации «материал повёл» скульптора. Это позволило ему уйти от ненужных излишних подробностей и создать, что называется, чисто скульптурный обобщенный образ. Тем более что работа сделана из цельного куска дерева, который скульптор, по-видимому, воспринимает как некий живой организм, позволяя себе лишь минимум обработки и добавление некоторых аксессуаров из металла. Показательно, что он оставляет дерево со стороны спины практически нетронутым, во всём естестве показывая, обнажая его природу. Это помогает раскрыть внутреннюю динамику образа, предстающего в виде словно дремлющей амазонки. Только амазонки не из далекого прошлого, а нашей современницы. Она брутальна и беззащитна одновременно. Передаваемое состояние подчеркнуто различными деталями и способами обработки дерева, нарочито заострены грани, скульптор избегает женственной округлости поверхностей.

   

Дополнительной и яркой особенностью в раскрытии образа служит сохранение естественных трещин материала — автор максимально использует выразительные художественные возможности дерева. Часть правой руки и левой ноги, сделанные из отожженной мягкой стальной проволоки, «играют», без излишней нарочитости, в такт деталям одежды. Эти элементы очень естественно дополняют образ диковатой амазонки.

   

В работе «Четверг» точно найден характер изображаемой девушки, нет внешней, ожидаемой агрессии, поза расслаблена. Но за счёт вышеописанных подробностей создается ощущение открытой внутренней животной силы. Работа заслуживает высокой оценки.




Отзыв на дипломную работу «Хоккеисты» студента МГАХИ им. Сурикова Бобылева Кирилла

 

Как одно из главных достоинств работы «Хоккеисты» следует отметить ее удачное композиционное решение. Невзирая на абсолютно разные и сложноустроенные позы изображенных игроков, композиция хорошо организована. В её основе лежит треугольник, что зрительно собирает столь разнящиеся типы движения героев в одно целое.

 

Нетривиальное решение основания композиции — в виде наклонной плоскости – позволяет свету на нём бликовать, создавая дополнительное ощущение ледяной поверхности. Это подобие льда словно расколото надвое, а линия рассечения основания непропорциональна общему центру композиции. К тому же, линия раскола имеет клинообразную форму, и части основания становятся неравны между собой по размеру и форме. Это создаёт дополнительный дисбаланс, подчеркивая напряженный характер происходящего. Столь удачно найденное решение основания, на котором располагается эта четырехфигурная композиция, придаёт необходимую динамику разворачивающемуся перед зрителем действию.

 

Очень хорошо продуманы параллели и перпендикуляры рук, ног и клюшек игроков в верхней части композиции: три на три. Но ассиметричное расположение этих линеарных групп так же добавляет напряженности в общее состояние изображаемого момента. Характерно, что лица хоккеистов детально не проработаны, всё внимание заострено именно на сопряжении сложных траекторий движения. При круговом обходе композиция не теряет своей яркой эмоциональной составляющей, одновременно оставаясь единым целым.

 

В данной работе особенно ценно то, что скульптор употребляет все возможные «пластические доводы» в пользу образного решения. И то, как сделано основание, и позы хоккеистов, и линеарная структура работы — всё свидетельствует об остром моменте в ходе игры, о некоем сломе.

 

Работа заслуживает высокой оценки.




Отзыв на дипломную работу «Обезьяны» студента МГАХИ им. Сурикова Чепашова Алексея

 

Работа «Обезьяны» сразу захватывает своей пластической экспрессией. Скульптором найден интересный и вполне обоснованный визуальный ход: продемонстрировать пластику животных на фоне фрагмента кряжистого ствола лианы, на котором расположилось семейство из трех обезьян. Грубая красота сложно растущего, словно закрученного дерева, естественным образом гармонирует с животной, необузданной красотой шимпанзе. Их свисающие жилистые лапы под стать этому дикорастущему стволу.

 

Несмотря на обилие пересекающихся линий, композиция жестко организована, имея в основе форму треугольника, основание которого представляет собой растение с широкими листьями. В него, как в чашу вписана вся, взмывающая вверх, форма, что позволяет ей оставаться единым целым.

 

Одним из элементов композиционного единства также является продуманное расположение горизонталей и вертикалей. Три вертикальных линии ствола в основании композиции придают ей необходимую устойчивость. Далее, по направлению к условной вершине треугольника, даны два перпендикуляра: лапа сидящего внизу шимпанзе и параллельное ей, меньшее по размеру завершение ствола лианы, на вершине которого расположена вторая обезьяна, венчая собой композицию. Её лапы, образуя перекликающуюся с нижними вертикалями ещё одну «связку» из трёх параллелей, но меньших по размеру и объёму по сравнению с расположенными внизу, уравновешивают и гармонизируют композиционное целое.

 

Безусловно, очень красива чисто скульптурная пластика обезьян, подмечено много характерных черт в их повадках. Утрировки абсолютно естественны и служат более яркому раскрытию образности. Работа заслуживает высокой оценки.




Отзыв на дипломную работу «Балерина» студентки МГАХИ им. Сурикова Лии Якобашвили

 

Студентка поставила перед собой очень нелёгкую задачу: выразить некое внутреннее состояние с помощью достаточно простой позы юной балерины.

 

Работа хоть и портретна (у скульптора была конкретная модель), однако, мы можем отнести её к одному из подвидов жанра скульптурного портрета: портрет — состояние. Внимание привлекает сама поза сидящей девочки: очень ровная спина и ноги, идеально симметрично стоящие на пуантах. Необходимо отметить, что принцип симметрии взят здесь за основу. Балерина застыла не в движении, а в его предощущении. Пока ещё всё спокойно — и в ней самой, и в её жизни. Этот внутренний покой и уверенность, присущие юности, очень хорошо переданы именно посредством гармонично выстроенной композиции.

 

Очень тонко проработана линия затылка, плавно переходящая в шею. Резко, по-детски выступающие лопатки — ещё одна удачно подмеченная и воплощенная скульптором деталь, подчёркивающая внутреннее состояние образа: беззащитность, нежность, хрупкость.

 

В целом работа сделана очень грамотно. Студентка показала не только владение формой, но и умение создать с помощью этой формы определенный характер, и, уйдя от идеи прямой портретности, передать особое настроение. Работа заслуживает высокой оценки.

 



ЗАЩИТА